Пятница, 25 марта 2016 12:35

Доклад начальника на сентябрьском форуме работников образования 2015 г.

Автор

Актуализация трудового воспитания в контексте ФГОС

Уважаемый Андрей Тимофеевич и участники форума, гости!
Поздравляю всех работников образования улуса с началом нового учебного года!

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить и наметить стратегические ориентиры развития образования в Чурапчинском улусе.

В настоящее время со стороны Правительства РС (Я) отмечается организационное и финансовое включения всех заинтересованных государственных структур, муниципальных образований и бизнес-сообщества в проект модернизации региональной системы дошкольного образования. Благодаря поддержке Главы и Правительства республики интенсивно ведется строительство и реконструкция дошкольных учреждений. За 2014 год было введено 5443 новых места, в т.ч. около 3000 - за счет строительства, реконструкции объектов. В этом году планируется создание 9500 мест, часть из них в 26-ти вновь вводимых зданиях.

Министерством образования проводится работа:
1) по определению критериев и порядка участия общественности в оценке качества работы педагогов и школ.
2) в пилотном режиме внедряются механизмы стимулирования работников на основе «эффективного контракта».
3) продолжается политика государственной поддержки детей-сирот и детей с особыми образовательными потребностями.
4) к работе с талантливыми и одаренными детьми, с агрошколами подключилась наука. По решению Главы Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова создана Малая академия наук.
5) увеличилось количество школ-комплексов с детскими садами, учреждениями дополнительного образования.
6) реализуются проекты сетевого и дистанционного образования.
7) привлечено внимание общественности к проблемным вопросам детства – самоценного периода всестороннего развития детей, укрепления их здоровья, а также улучшения демографической ситуации.

Чурапчинский улус активно поддерживает политику Республики в сфере образования.

1 сентября перед обучающимися открыли свои двери 24 дошкольных учреждений, 27 общеобразовательных учреждений и 3 учреждения дополнительного образования. В условиях модернизации системы образования в Чурапчинском улусе лейтмотивом развития определены индивидуализация и 2 персонализация в процессе обучения и формирование трудовых навыков в воспитательном процессе. Эти требования выполнимы при условии обеспечения преемственности и открытости системы образования. В своем выступлении хочется остановиться на достигнутых результатах и выделить направления нашей совместной деятельности.

Под индивидуализацией и персонализацией образовательного процесса мы понимаем ориентацию образования на потребности каждого обучающегося, учет социокультурных запросов, эффективное использование ресурсов для создания открытой образовательной среды.

За отчетный период проведена работа:
1) По повышению эффективности управленческой деятельности.
2) По обеспечению информационной открытости образовательных учреждений.
3) Новой формой методической работы стали выездные Педагогические советы по ТМО, посвященные реализации основных положений Февральского совещания по реализации трудового воспитания, с участием педагогических работников, как детских садов, так и школ, с привлечением родительской общественности.
4) Введение «эффективного контракта» с руководителями было призвано повысить эффективность личного участия руководителя образовательного учреждения. По сравнению с 1 кварталом по итогам 2 квартала повысилась управленческая эффективность директоров Сыланской СОШ им. Профессора Г.П. Башарина, Кытанахской СОШ им. В.С. Яковлева – Далана, Хаяхсытской СОШ им. А.П. Илларионова. Примером личной эффективности руководителя можно назвать участие и награждение дипломом конкурса «Директор-новатор» Н.В. Уарову.
5) До конца 2015 года будет разработан коэффициент эффективности управленческой деятельности руководителей. Нашего пристального внимания требует и оптимизация финансовых затрат на содержание и обеспечение жизнедеятельности объектов образования.
6) Актуальной задачей в области управленческих задач является совершенствование единого информационно-образовательного пространства улуса.

Совершенствование единого информационно-образовательного пространства остается актуальной задачей и на сегодняшний день. Утвержден план мероприятий по внедрению информационных систем «Сетевой город. Образование», «Е-услуги» в образовательных организациях. Внедрение электронных учебных журналов позволит создать единую систему информационно-аналитической деятельности, а также поможет вовлечь родителей в образовательную деятельность школы. Система несёт в себе новые технологии работы, новый подход к коллективной работе, сотрудничеству в школе, создается возможность организации дистанционного обучения, отслеживания успеваемости родителями. Обеспечивается автоматическая доступность информации из электронного журнала для родителей через мобильный телефон в виде SMS-рассылок.
По внедрению ИС «Сетевой город. Образование» активно работали Чакырская, Бахсытская СОШ, Чурапчинская гимназия. С 2015г. начато планомерное внедрение системы в детских дошкольных учреждениях улуса. Исправно работает система учета дошкольников. Успешное внедрение системы «Сетевой город. Образование» зависит от каждого педагога, а руководители школ обязаны создать соответствующие условия для полноценного внедрения системы.
7) Создан проект «Годовой отчет через Интернет» на сайте МКУ УО для оптимизации отчетов ОУ через телекоммуникационную сеть и обеспечению общественной открытости.

Следующий шаг – необходимо добиться того, чтобы сайт действительно стал площадкой информирования о деятельности учреждения всех участников образовательного процесса и социальными партнерами.

Объявление в РС(Я) Года Дошкольного образования консолидировало ресурсы вокруг ДОУ.

Вариативность предоставления образовательных услуг проявляется в возможности разработки авторских программ в рамках расширения сети ДОУ за счет партнерства. В целях обеспечения доступности дошкольного образования для детей с 3 до 7 лет к 1 января 2016 года наш улус работает по реализации пилотного проекта по ликвидации очередности в детских садах. В настоящее время наиболее остро проблема очередности наблюдается в с. Чурапча, охват детей указанного возраста в улусе составляет 84%.

Мугудайский ЦРР-д/с «Чуораанчык» будет открывать группу в с.Чурапча на 20 мест. Подана заявка в МО РС(Я) на выкуп зданий в с.Чурапча на 50 мест, в с.Дябыла на 98 мест. Ведется строительство здания МБДОУ с. Харбала – 1 (с. Хатылы), в котором запланировано открытие 20 дополнительных мест.

По пункту «Эффективное использование свободных площадей ДОУ и иных зданий» запланирована аренда помещений под филиалы: «Улыбка» (20 доп. мест), «Мичил» с. Маралайы (20 доп. мест), «Кэскил» (20 доп. мест), «Кыталык» (20 доп. мест).

Педагогический состав дошкольных работников составляет 295 человек. Из них 64% педагогов имеют высшее дошкольное образование, что выше республиканского показателя. Прохождение курсов повышения квалификации востребовано самими педагогами, только в 2014-2015 уч.году курсами охвачены 80% педагогов.

Число мест в дошкольных образовательных учреждениях за последние 2 года стабильно составляет 1700 за счет уплотнения имеющейся площади.

Новой формой обеспечения профессионального роста воспитателей и повышения ответственности и престижа профессии воспитателя стало проведение впервые в республике по инициативе Чурапчинского улуса деловой игры «Профи-воспитатель 2015 г». Всего в игру допущены 175 воспитателей из 26 ДОУ и 6 школ-садов улуса. По рейтингу первыми идут школа-сад Теинская (рейтинг 78,33), Хаяхсытский ЦРР «Кунчээн” (63,66), Чурапчинский ЦРР «Березка” (60,71). Далее идут Мындагайский ЦРР “Туорахчаан” (57,5), Ожулунский ЦРР “Кунчээн” (57,22) и Чурапчинский ЦРР “Туллукчаан” (57,03).

Принцип индивидуализации и персонализации был положен в основу подготовки выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации, результатом которой стали высокие баллы ЕГЭ выпускников следующих школ: из 11 предметов по 8 предметам (русский язык, математика, физика, английский язык, история, литература, география, обществознание) максимальные баллы получили выпускники МБОУ «Чурапчинская гимназия им.С.К.Макарова», по 2 предметам (химия, информатика) выпускники МБОУ «Алагарская СОШ им.Г.Д. Протодьяконова», по предмету «биология» высший балл получила выпускница МБОУ «Сыланская СОШ им. профессора Г.П. Башарина»; высокие средние баллы ГИА 9 классов показали выпускники Амгинской СОШ по математике, русскому языку, физике, биологии, обществознанию, английскому языку; Чурапчинской гимназии по математике, русскому языку, физике, информатике и литературе; Алагарской СОШ по по математике, русскому языку, физике, информатике и литературе; Мугудайской СОШ по математике, химии, обществознанию, Улахан – Кюельской ООШ по русскому языку.

При поддержке администрации улуса за отчетный период большое внимание было уделено обеспечению объективности и прозрачности процедуры проведения ГИА. ЕГЭ проведено по технологии печати КИМ в семи пунктах проведения экзамена, обеспечено видеонаблюдение, в ППЭ № 617 видеонаблюдение установлено в онлайн режиме, во всех ППЭ обеспечено участие общественного наблюдателя, проведена согласованная работа с предприятиями по обеспечению бесперебойного снабжения электроэнергией, телефонной и электронной связью, медицинскому обслуживанию. По итогам обеспечения процедуры проведения экзаменов мы заняли 3 место в республике.

По результатам основного этапа 100% успешно прошли ЕГЭ по всем предметам выпускники Амгинской СОШ им. Р.И. Константинова, по основным предметам выпускники Амгинской СОШ им. Р.И. Константинова, Хатылынской СОШ им. В.С. Соловьева – Болот Боотура, Хадарской СОШ им. С.Д. Флегонтова. Окончательные результаты ГИА 9 классов будут объявлены после сентябрьского этапа.

Одним из ключевых критериев качества образования мы признаем ресурсное обеспечение условий для максимальной реализации интеллектуального, личностного потенциала обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
1. Переход на ФГОС ДОО стимулировало разработку совместного проекта дошкольного и общего образования по формированию и отслеживанию формирования УУД. Истоками разработки проекта стал накопленный опыт совместной работы МБДОУ ЦРР – детских садов «Улыбка» и «Мичил» с. Чурапча по преемственности с начальными классами ЧСОШ им. С.А. Новгородова, Детской музыкальной школой и Детской библиотекой с. Чурапча.
Пилотными дошкольными учреждениями РС (Я), реализующими ФГОС ДОО в Чурапчинском улусе («Чуораанчык», «Мичил», «Туллукчаан» с. Чурапча, «Кунчээн» с. Ожулун, «Чуораанчык» с.Мугудай, «Сулусчаан» с. Сылан, «Ымыы» с. Мындагай) накоплен практический опыт по: 1) нормативно-правововому; 2) методическому и аналитическому, кадровому, организационному, финансово – экономическому, информационному обеспечению реализации ФГОС. 5 Промежуточные результаты реализации ФГОС ДОО были обсуждены на Педагогических чтениях, представлены новые проекты на Республиканской педагогической ярмарке «Сельская школа&Образовательная марка» 2015 г.: «Технология раннего развития» МБДОУ ЦРР-д/с «Сулусчаан» с. Сылан, «Здоровое питание – здоровые дети» МБДОУ ЦРР-д/с «Ньургуьун» с. Харбала–1.
2. В 2014-2015 учебном году 10 общеобразовательных школ стали пилотными школами ФГОС ООО: ЧСОШ №2, Ожулунская СОШ, Соловьевская СОШ им. П.М. Васильева, Хадарская СОШ им. С.Д. Флегонтова, Бахсытская СОШ им. Г.Д. Барашкова, Телейская СОШ, Чакырская СОШ им. В.С. Яковлева – Эрилик Эристина, ЧСОШ им. С.А. Новгородова, Мугудайская СОШ им. Д.Д. Красильникова, Диринская СОШ – АГРО им. И.Е. Федосеева - Доосо.

Коллективами школ проведена работа по отслеживанию динамики формирования УУД, организуется психологическое сопровождение образовательного процесса, внедряются методика и технологии реализации идей целостного развития личности, разработке заданий по УУД, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Накоплен аналитический опыт реализации ФГОС начального образования и начала основного общего образования в ОУ.

В 2015-2016 учебном году всего по ФГОС ООО будут обучаться 524 обучающихся.

Перед нами стоит задача 1) интеграции общего и дополнительного образования, 2) создании условий для проведения полноценных урочной и внеурочной деятельности, 3) участие в федеральном и региональном мониторинге по формированию метапредметных знаний.

Показателем развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности показывают предметные олимпиады и участие в научно-практических конференциях.
1. В республиканской НПК «Шаг в будущее» в командном зачете улус занял 4 место. По итогам республиканских НПК приглашены на Всероссийский этап 5 учащихся. Из них Чирикова Муся (Чурапчинская гимназия, 11 класс) – победитель регионального этапа IX всероссийского конкурса научно- инновационных проектов старшеклассников «Сименс», г.Хабаровск. (руководитель – Хоютанова М.И.), кандидат в национальную делегацию РФ для участия в европейской научной выставке «Экспо-Наука» 2016г. по итогам НПК в г. Москва.
2. Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады показывают достаточно высокий уровень обучения предмета в следующих ОУ: Чурапчинская гимназия имени С.К.Макарова, ЧРССОШИ ОР им. Д.П.Коркина, Сыланская СОШ им. Г.П.Башарина, Алагарская СОШ им. Г.Д.Протодьяконова.
3. Третий год наш улус успешно проводит олимпиаду технических вузов России. В этом году приняли участие 348 выпускников из 8 улусов и г. Якутска. Из Чурапчинского улуса 45 участников рекомендованы к поступлению в вузы.
4. Развитие инновационного движения выходит на качественно новый уровень:
Разработана улусная программа «9 томтор уерэ5э» с целью:
– управленческого обеспечения кластерного развития образовательных учреждений, обеспечивающего формирование и развитие самобытности каждого 6 участника образовательного процесса, готового к социализации в многополярном мире;
- создания на территории Чурапчинского района образовательного пространства, учитывающего вызовы современности;
- повышения эффективности системы образования Чурапчинского района, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, системах и технологиях.

Развитию системы образования нашего улуса способствует активное участие в федеральных проектах и взаимодействие с федеральными структурами и научными организациями, так МБДОУ «ЦРР-д/с «Чуораанчык» с. Чурапча, по итогам 2014 года стал победителем конкурса федеральных экспериментальных площадок «Лучшая инновационная площадка РАО», МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К. Макарова» присвоен статус экспериментальной площадки ФГАО «ФИРО» по теме «Накопление передовых образовательных практик и развитие сетевого взаимодействия в области образовательной робототехники и научно-технического творчества детей и молодежи».

В апреле 2015 г. получили:
-статус «Республиканская инновационная площадка»
1)МКУ « Управление образования Чурапчинского улуса (района)» «Модель измерения образовательных достижений обучающихся»;
2)Чурапчинская СОШ им. С.А. Новгородова «Профессиональная и тьюторская компетентность педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».
- статус кандидата «РИП»
1) Диринская СОШ АГРО – Бизнес 9ДС(КК);
2) МБДОУ ЦРР-д/с «Сулусчаан» - «Педагогический патронат в открытом образовательном пространстве «Айыы о5отун эйгэтэ».

МБДОУ ЦРР-д/с «Мичил» с. Чурапча в республиканском конкурсе «Детский сад года» получил номинацию «Общественное признание»

Общий императив развития воспитательной работы в образовательных учреждениях был определен объявленными в РФ Годом литературы, Года предпринимательства в РС (Я), Годом Олонхо в Чурапчинском улусе. Особый приоритет отдан гражданско-патриотическому воспитанию.

Воспитание истинного патриота своей Родины невозможно без преклонения перед 70-летием Великой Победы, понятием радости и ценности труда для развития личности человека.

Для воспитанников ДОУ 13 февраля проведен заочный конкурс чтецов, посвященный ко дню якутской письменности (Совместный проект администрации Болтогинского наслега и ОДО МКУ УО). В этом году конкурс посвящен к 70-летию Великой Победы. Приняли участие 31 учреждение (26 ДОУ, 5 школ-садов), 181 ребенок. Присуждено наград: Гран-при (коллективное чтение) – «Мичил» с. Чурапча. Гран-при (одиночное чтение) – Николаева Алима, «Ымыы» с. Мындагай. Всего по возрастным категориям лауреатами, дипломантами стали 12 детей. Исполнения победителей и лауреатов данного конкурса переданы по республиканскому .радио НВК. Выступление детей 7 Ожулунского д/с транслировано в детской передаче «Бичикчээн», и в передачах посвященной к 70-летию Великой Победы телеканала НВК.

Навстречу 9 мая обучающиеся школ Чурапчинского улуса приняли участие:
- в региональном соревновании военно-спортивной игры „Снежный барс“ в с.Чурапча. ЮДП "Альфа" ЧРССОШИОР заняла I место, ВПК «Мосо5ол» Алагарской СОШ заняла 2 место;
- в военизированной эстафете, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне». Всего участвовали 9 школ . 1м-ЧСОШ№2. 2м- Алагар. 3м-ЧРССОШИ;
- в фестивале «Славься Отечество», проведенной по инициативе И.М. Павлова посвященной 70-й годовщине Победы в ВОВ 1941-45г.г. 26 мая с.Чурапча в местности алаас «Дружба»,. всего участников 320 человек, из 14 школ.
- в военно-полевых сборах для учащихся 10 классов. Всего приняло участие 105 учащихся, из 16 школ. Сбор проводили с 26 по 30 мая 2015 г. на базе МБОУ "Ожулунская СОШ". По уважительной причине на местах проводили сборы Чакырская СОШ, Арылахская СОШ, Соловьевская СОШ.

Улусный парад Победы на стадионе Боотур Уус украсил совместный хор коллектива и обучающихся Чурапчинской СОШ им. С.А. Новгородова.

Объявленный год «Туругур тохсус Олонхо ыьыа5а» в Чурапчинском улусе мотивировал педагогов на проведение мероприятий по раскрытию творческого, познавательного развития обучающихся, мотивировал на систематизацию накопленного опыта по педагогике Олонхо «Олонхо о5о хара5ынан», «Олонхо дойдутун о5отобун» «Олонхо итии эйгэтигэр», объединил коллективы по организации 9 зон отдыха в алаас Магаайы, встрече и размещению гостей и участников Ысыаха Олонхо.

В течение учебного года реализован проект «Оьуордаах оьуохай»: примечательно, что этот проект вышел на сетевой уровень и объединил не только обучающихся и работников, но и родителельскую общественность.

В целях реализации положений духовно-нравственного, патриотического, физического, трудового воспитания детей и подростков решением Февральского совещания был объявлен Год трудового воспитания. Главная цель объявления года трудового воспитания – осуществлять трудовую подготовку школьников начиная с начальных классов так, чтобы они все более проникались мыслью о труде как жизненной потребностью личности в развитии и становлении. Физическое развитие и интеллектуальное развитие личности это результат каждодневной и усердной работы над собой. Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности. Именно тот ученик, который приучен к труду, может получить качественное образование.

Каждый школьник получает трудовую закалку в процессе осознанного отношения к учебе. Учеба – это один из видов труда, которая составляет содержательную основу трудового воспитания. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Интеллектуальный труд – один из самых сложных и тяжелых. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и 8 важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производстве, к участию в общественной жизни.

Улусной детской общественной организацией «Чурапчы кэскилэ» ведется плановая работа среди школьников. В большинстве школ идет замена детских организаций школьным самоуправлением.

Сейчас ведется организационный правовой этап переформирования основ детского движения. Численность в детских организациях школ составляет 3254 человек – 88 %. Во многих детских организациях численность детей достигает 100% от общего количества школьников. Активность ребят в детской организации увеличилась с 70% до 72,5%.

На фестивале ЕДД «Дьулуур» под эгидой Главы РС (Я) Иванова Кундуунэ, лидер ДОО «КулуЬун» Ожулунской СОШ стала призером секции «Я – юный эколог» с апробированным проектом «Ландшафтная композиция». На протяжении нескольких лет учащиеся школ принимают участие в республиканском конкурсе «Лидер». В этом году лидер детской общественной организации «Алые паруса» Диринской СОШ Кеша Алексеев достойно выступил во всех трех этапах республиканского конкурса лидеров детских общественных объединений «Лидер XXI века» и награжден путевкой третьей смены «Единство. Творчество. Инициатива» Детского оздоровительного лагеря «Кэскил».

Сервисный отряд «Чурапчы кэскилэ» Чурапчинской СОШ им. С.А. Новгородова работает с целью обеспечения летней трудовой занятостью детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ведется программная подготовка к сдаче нормативов ГТО, работники всех образовательных учреждений села Чурапча приняли активное участие в фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, проходившего в стадионе Боотур Уус.

Уважаемые коллеги и партнеры, какие же задачи стоят перед нами в новом учебном году?
Во-первых, реализация государственной политики в сфере образования в соответствии с ориентирами стратегии социально-экономического развития МО «Чурапчинский улус (район)»,
Во-вторых, повышение эффективности управления образовательными учреждениями Чурапчинского улуса путем внедрения инновационного механизма управления и
В-третьих, проявление общественной инициативы образовательных учреждений в консолидации общественности, государственных ресурсов на создание условий для гармоничного развития личности обучающихся, педагогов.
В-четвертых, обеспечение вариативности предоставляемых образовательных услуг путем внутриведомственного и межведомственного соглашений.
В-пятых, повышение профессиональной компетентности всех работников системы образования, в целях повышения эффективного исполнения федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
И, в–шестых, расширение доли привлекаемых ресурсов в реализации образовательных программ общего и дополнительного образования.

Нас ждет плодотворная работа по подготовке к XIII съезду учителей и педагогической общественности РС (Я). Надеемся, что наши инициативы и 9 предложения по актуализации трудового воспитания станут платформой для расширения сотрудничества системы образования и партнеров.

Желаю всем плодотворной работы, творческих успехов, здоровья, счастья и благополучия!

Прочитано 16256 раз