РЕШЕНИЕ II Республиканского съезда учителей якутского языка, литературы и культуры Во исполнение распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2022 г. «О подготовке и проведении II Республиканского съезда учителей якутского языка, литературы и культуры» 22–24 ноября 2022 г. в г. Якутске проведен II Республиканский съезд учителей якутского языка, литературы и культуры, приуроченный к 100-летию образования Якутской АССР, 130-летию первого якутского учёного-лингвиста, создателя якутской письменности С.А. Новгородова, 30-летию принятия Закона Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)». Организаторами Съезда выступили Правительство Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации», Ассоциация учителей якутского языка, литературы и культуры Республики Саха (Якутия). Съезд проведен в целях консолидации органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных, научных и общественных организаций, педагогического сообщества, родителей в определении приоритетных направлений развития образования в условиях введения обновленных государственных образовательных стандартов, учета в образовательной деятельности региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия). В работе Съезда приняли участие 500 делегатов, члены Правительства Республики Саха (Якутия), народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественности республики. В рамках Съезда обсуждены следующие стратегические направления: - совершенствование законодательства в сфере изучения и преподавания якутского языка, литературы и культуры, языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия); - пути реализации государственной образовательной и языковой политики, современные подходы к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов; - роль образовательных организаций республики в сохранении и развитии якутского языка, языков коренных малочисленных народов Севера в современном поликультурном мире; - совершенствование содержания и методики преподавания родных языков в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов; - принципы разработки и внедрения программ, учебно-методической литературы, инновационных образовательных технологий по родным языкам, литературе и культуре; - организация обучения родному языку, изучения литературы и культуры в условиях билингвальной и полилингвальной образовательной среды; - повышение мотивации детей и их родителей (законных представителей) к овладению родным языком. Делегатами Съезда обозначены следующие актуальные проблемы: - рост абсолютного числа детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными признаками нарушения речи, не владеющих или слабо владеющих родным языком; - сокращение количества учебных часов на изучение предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» в учебных планах ряда образовательных организаций; - неполное соответствие содержания действующих учебнометодических комплектов потребностям участников образовательного процесса; - недостаточность в населенных пунктах республики дошкольных и общеобразовательных организаций, классов, групп, реализующих образовательные программы на родном языке; - недостаточное использование возможностей частных образовательных организаций в воспитании и образовании детей на родном языке; - ограниченность образовательного и познавательного контента на якутском языке для детей дошкольного и младшего школьного возраста. По итогам своей работы II Республиканский съезд учителей якутского языка, литературы и культуры принимает следующие предложения и рекомендации: 1. Отметить целенаправленную деятельность руководства Республики Саха (Якутия), органов государственной власти и местного самоуправления по сохранению и развитию государственных и официальных языков, по созданию условий для обеспечения прав обучающихся на получение дошкольного, школьного и основного общего образования на родном языке. 2. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия): - вести работу по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере преподавания родных языков, сохранению необходимого количества часов на изучение родных языков в рамках федеральных государственных образовательных стандартов; - утвердить и обеспечить финансирование плана основных мероприятий по исполнению решений II Республиканского съезда учителей якутского языка, литературы и культуры; - создать межведомственный экспертный совет по вопросам сохранения и применения якутского языка, координации деятельности по созданию образовательного и познавательного контента для детей с учетом региональных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия); - обеспечить полное и своевременное финансирование разработки и издания печатных и иных образовательных ресурсов, учебных кабинетов для реализации основных образовательных программ с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия); - разработать закон Республики Саха (Якутия) о статусе педагогического работника в Республике Саха (Якутия). 3.1. Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия): - проводить информационно-разъяснительную работу для руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций по реализации решений II Республиканского съезда учителей якутского языка, литературы и культуры, концепции преподавания якутского языка, литературы и культуры в Республике Саха (Якутия); - организовать работу по созданию в населенных пунктах республики необходимого числа образовательных организаций, классов, групп с родным языком воспитания и обучения с учетом образовательных потребностей населения; - в государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия)» включить мероприятия по обеспечению государственных образовательных стандартов с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей республики; - обеспечить разработку и издание образовательных программ, учебнометодических комплектов по якутскому языку, литературе и культуре, программ и модулей дополнительных профессиональных образовательных программ по подготовке и повышению квалификации учителей родного языка, литературы и культуры общеобразовательных организаций и учреждений среднего профессионального образования с учетом требований обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия); - обеспечить образовательные организации типовыми кабинетами якутского языка, литературы и культуры с учетом уровней образования и владения якутским языком, общего и профессионального образования. Включить в содержание типовых кабинетов хрестоматию из произведений якутских писателей, писателей из числа коренных малочисленных народов Севера, печатную, цифровую и иную продукцию на родном языке; - обеспечить преемственность изучения родных языков и реализации региональной модельной программы создания среды саморазвития детей и молодежи «Эркээйи эргиирэ» на всех уровнях общего и профессионального образования; - расширять программы и формы реализации внеурочной и внешкольной деятельности, дополнительного образования созданием педагогических мастерских, кружков, студий, медиацентров, литературных салонов, лагерей и т.д.; - координировать работу по грантовой поддержке физических лиц, образовательных и общественных организаций, реализующих социально значимые проекты по сохранению и развитию родных языков; - совершенствовать систему коррекционной (логопедической) работы на родном языке с детьми с нарушениями речи и консультационной помощи родителям (законным представителям); - шире использовать возможности государственных, муниципальных и частных образовательных организаций по углубленному изучению родных языков, распространять лучшие практики воспитания и образования, оказывать им необходимую поддержку и помощь, создавать на их базе инновационные и экспериментальные площадки; - утвердить перечень рейтинговых мероприятий по якутскому языку, литературе и культуре, по языкам коренных малочисленных народов Севера, практиковать включение их в число региональных инновационных площадок, предусмотреть иные меры их поддержки; - предусмотреть в штате министерства специалиста, курирующего вопросы, связанные с учетом региональных, этнокультурных и иных особенностей республики в организации образовательной деятельности; - ежегодно представлять доклад министра образования и науки Республики Саха (Якутия) о состоянии обучения детей на родных языках в образовательных организациях. 3.2. Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) совместно с министерствами культуры и духовного развития, инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий, по внешним связям и делам народов, по делам молодежи и социальным коммуникациям, другими заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия): - объединить усилия по созданию в образовательных организациях республики лучших условий и доступной среды для патриотического воспитания детей, уважительного отношения к культуре и традициям родного народа, для повышения мотивации к овладению родным языком; - создать серию и циклы научно-образовательных анимационных и художественных фильмов, цифрового образовательного и познавательного контента для детей дошкольного и школьного возраста с использованием как лучших международных практик, так и основанных на местном материале, включая произведения классиков якутской литературы, литературы коренных малочисленных народов Севера и т.д.; - обеспечить доступ всех участников образовательного процесса к цифровому образовательному контенту на родном языке; - вести целенаправленную работу по расширению грантовой поддержки физических лиц, родительских советов. образовательных и общественных организаций и их объединений, реализующих социально значимые проекты по сохранению и развитию родных языков; - реализовать региональные проекты по образцу «пушкинских карт» для широкого приобщения детей к истории и культуре родного края, расширения познавательных интересов; - утвердить нагрудный знак «За вклад в развитие и сохранение родного языка»; - увеличить количество целевых мест в Институте языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации СВФУ им. М.К. Аммосова за счет бюджетных ассигнований Российской Федерации по направлениям подготовки «Филология» и «Лингвистика»; - предусмотреть меры поддержки образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность на якутском языке, на основе рейтинга. 4. Главам муниципальных районов и городских округов: - иметь комплексные планы по сохранению и развитию языков, принять все необходимые меры по их эффективной реализации; - расширить грантовую поддержку физических лиц, родительских советов, образовательных и общественных организаций и их объединений, реализующих социально значимые проекты по сохранению и развитию языков; - принять меры по улучшению обеспечения библиотек образовательных организаций художественной, научно-популярной, справочной литературой и детскими периодическими изданиями на якутском языке и на языках коренных малочисленных народов Севера. 5. Региональному центру по изучению, сохранению и развитию родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия): - координировать работу по реализации концепции преподавания якутского языка, литературы и культуры в Республике Саха (Якутия) в соответствии с переданными полномочиями; - вести работу по формированию авторских коллективов для разработки образовательных программ, учебно-методических комплектов по якутскому языку, литературе и культуре с учетом обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия); - содействовать внедрению результатов научных исследований организаций науки и высшего образования по якутской филологии, культурологии, психологии, этнопедагогике, методике преподавания в деятельность образовательных организаций; - создать сеть базовых образовательных организаций Академии наук Республики Саха (Якутия), участвующих в апробации инновационных образовательных технологий и методики преподавания якутского языка; - разработать инструментарий для проведения комплексного мониторинга и анализа состояния и перспектив развития якутского языка как государственного языка Республики Саха (Якутия). 6. Учебным заведениям среднего профессионального и высшего образования, расположенным на территории Республики Саха (Якутия): - предусмотреть дополнительные места для целевой подготовки педагогов и преподавателей якутского языка, литературы и культуры, языков коренных малочисленных народов Севера с учетом потребностей образовательных организаций и на основе государственного заказа; - включить в образовательные программы среднего профессионального и высшего образования дисциплину «Якутский язык» по трем уровням владения языком: «Якутский язык для начинающих (для невладеющих)», «Коммуникативный курс якутского языка (для слабовладеющих)», «Якутский язык в профессиональной деятельности (для владеющих)»; - обеспечить подготовку воспитателей, работающих с детьми на якутском языке, а также на языках коренных малочисленных народов Севера, для образовательных организаций республики; - расширять этнокультурную образовательную среду как часть уклада образовательной организации. 7. Общественным организациям, ведущим деятельность в области сохранения и развития родного языка, литературы и культуры: - усилить совместную работу с органами государственной власти и местного самоуправления по повышению мотивации детей и их родителей (законных представителей) к овладению родным языком, шире привлекать к этой работе родительскую общественность; - оказать содействие органам государственной власти и местного самоуправления, образовательным и иным организациям, действующим в сфере образования, а также их объединениям в продвижении инновационных проектов, в разработке и распространении лучших педагогических практик в области изучения и преподавания родного языка, создания в образовательных организациях соответствующей языковой среды, лучших мотиваций для овладения родным языком; - оказать содействие в повышении общественного статуса семей, воспитывающих детей на родном языке, в разработке и принятии мер по их поддержке. 8. Обратиться к Главе Республики Саха (Якутия) с предложением о проведении Республиканского съезда учителей якутского языка, литературы и культуры раз в три года.