Как правильно пользоваться кредитными картами: 5 правил
Оплата коммунальных услуг через мобильный банк
Мошенники оплатили покупку моей картой
Скачать файлы:
Как правильно пользоваться кредитными картами: 5 правил
Оплата коммунальных услуг через мобильный банк
Мошенники оплатили покупку моей картой
Как правильно пользоваться кредитными картами: 5 правил
Кредитные карты — полезная, но очень коварная вещь. На первый взгляд может показаться, что это бесплатные деньги, которые можно тратить на все что угодно. Однако это не так. После окончания беспроцентного периода вам начинают начисляться проценты. Как правило эти проценты гораздо выше, чем по другим кредитам: они могут составлять 30/40/60% годовых и более. О том, как правильно пользоваться кредитными картами и не допустить просрочки, в интервью Газета.ру рассказал эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Алексей Родин.
- Внимательно читайте договор
Кредитная карта — это тоже вид кредита, поэтому договор при ее оформлении нужно читать не менее внимательно. Именно в договоре прописаны все условия, сроки и штрафы. В договоре может быть множество «подводных камней», которые могут разочаровать клиента, доверившегося рекламе. Помните главное правило: всегда читайте мелкий шрифт.
- Вносите регулярные платежи
Самый банальный, но самый главный совет для держателей кредитных карт. Многие часто забывают вносить минимальные платежи, из-за чего банк начисляет им большие штрафы. Запомните, сколько дней у вас длится беспроцентный период и поставьте себе напоминание в телефоне за день до его окончания. Если вы успеете погасить весь долг в течение «льготного периода», то никакого процента банк взимать не будет. Если же нет возможности выплатить весь долг, то до истечения «льготного периода» внесите хотя бы обязательный платеж. Это поможет избежать штрафных санкций.
- Не используйте более 30% кредита
Если вы будете тратить более 30% доступного вам лимита по кредитной карте, вы попадете в список «неудобных клиентов» банка. Из-за этого вам могут отказать в будущем в получении более крупного кредита или новой кредитной карты. Кроме того, чем выше у вас долг по кредитной карте, тем труднее его закрывать. Если вы не успеете его погасить до конца льготного периода, вам придется выплачивать огромные проценты.
- Используйте карту только при необходимости
Кредитная карта — это не бесплатные деньги. Не стоит привыкать ею пользоваться для ежедневных покупок. Используйте заемные деньги только когда вы не можете заплатить за нужную вещь другими способами. Отсюда следует и другой важный совет: не покупайте в кредит то, без чего вы сможете обойтись. Если вы хотите сделать крупную покупку, дайте себе время подумать. Это время зависит от размера покупки — чем она больше, тем дольше нужно размышлять. Такой лайфхак поможет вам не только избежать импульсивных покупок и роста долга по кредитной карте, но и выработать более дисциплинированный подход к управлению финансами.
- Договаривайтесь с банком
Если все-таки сложилась такая ситуация, когда льготный период подходит к концу, а у вас нет денег даже на минимальный платеж, не прячьтесь от банка. Обратитесь в поддержку и объясните свою ситуацию. В большинстве случаев банки сами заинтересованы в том, чтобы вы погасили свой кредит. Постарайтесь договориться на кредитные каникулы или реструктуризацию. Когда это сделаете, бросайте все свои силы на погашение долга: начинайте экономить, найдите подработку или на крайний случай займите у друзей. Чем быстрее будет погашен кредит, тем меньше последствий вас ожидает.
Соблюдение этих правил позволит вам грамотно распоряжаться заемными деньгами и избежать просрочек и штрафов. Однако стоит отметить, что для достижения финансовой независимости, необходимо избегать любых потребительских кредитов. Кредиты и кредитные карты расслабляют и позволяют не думать о том, как улучшить свое финансовое положение. Чем быстрее вы избавитесь от них и начнете формировать собственный капитал, тем лучше для вас.
Оплата коммунальных услуг через мобильный банк
Оплатой коммунальных счетов через мобильный банк пользуются все чаще, поскольку это, безусловно, удобнее, чем визит в расчетный центр. Эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольга Дайнеко в интервью Банки.ру рассказала о нюансах такого способа оплаты, комиссиях и об автоплатежах за услуги ЖКХ.
Используя «пластик» (безналичную оплату), мы нередко рассчитываем на определенные привилегии (банковские программы лояльности) в виде кэшбека, баллов, миль или скидок. И зачастую именно наличие кэшбека побуждает оформить банковскую карты в определенном банке. Оплата жилищно-коммунальных услуг крайне редко попадает в перечень операций с кэшбеком. Это происходит прежде всего потому, что услуги ЖКХ не включают в себя комиссию банка - банк ничего не получает и, соответственно, возвращать клиенту ему нечего. Каждый платеж распознается по специальному коду продавца (MCC-merchant category code, этот код можно увидеть в истории операций в банковском приложении). У услуг ЖКХ это МСС 4900 и в редких случаях кэшбек начислят только если это включено в программу лояльности банка. Нужно понимать, что все клиентские привилегии –маркетинг для привлечения новых клиентов и удержания имеющихся. Если сегодня кэшбек по оплате ЖКХ есть – это не гарантия того, что так будет всегда, поскольку банк вправе изменять условия программ лояльности в одностороннем порядке (за крайне редким исключением).
Если кэшбек начисляют далеко не все, то совершить оплату ЖКХ без комиссии в ряде банков можно. Хотя брать комиссию за приём и перевод денежных средств в счёт оплаты услуг ЖКХ банки вправе (а также расчётные центры, почтовые отделения и иные платежные агенты). Еще три года назад депутаты государственной думы предлагали к рассмотрению законопроект (https://sozd.duma.gov.ru/bill/905546-7#bh_histras) об отмене комиссионного вознаграждения при оплате услуг ЖКХ хотя бы получателям пенсий, но после второго чтения рассмотрение данной законодательной инициативы было отложено.
В настоящее время комиссия за оплату ЖКХ составляет от 0 до 2% (в среднем- 1 %) в зависимости от способа оплаты. Несмотря на то, что кредитные организации вправе самостоятельно устанавливать тарифы комиссионного вознаграждения по операциям, конкуренция в банковской отрасли избавляет от крайне «грабительских» комиссий, поскольку потребитель вправе выбрать наиболее выгодный для себя вариант для оплаты. Нужно знать, что законодательство обязывает поставщика услуг ЖКХ обеспечивать потребителя хотя бы одним способом оплаты услуг без комиссии и эта информация должна быть размещена в публичном доступе (например, на сайте управляющей компании).
Однако комиссии можно избежать, если оплачивать «коммуналку» через СБП-с мая этого года этот способ оплаты не требует дополнительных расходов плательщика. Но нужно помнить, что при переводе через СБП МСС-код платежу не присваивается, а значит кэшбека (если он предусмотрен) не будет. Поэтому нужно учитывать размер банковской комиссии и величину кэшбека (если кэшбек больше, то услуги ЖКХ в итоге будут чуть дешевле).
Автоплатеж-популярная услуга банковских приложений, которая позволяет вовремя платить коммунальщикам (не накапливать пени). Услугу можно подключить в интернет-банке и в мобильной версии банковского приложения. Оплата по автоплатежу бывает двух видов: в виде фиксированной суммы (в установленный для автоплатежа день) или в размере суммы по счету (когда появляется новый счет), выставленному поставщиком услуг. С помощью этой услуги можно осуществлять оплату в автоматическом режиме. В случае оплаты услуг ЖКХ она навряд ли целесообразна. Если платежи по кредиту удобно «не забыть» с помощью такой услуги (ввиду фиксированности размера платежей и неизменности условий кредитного договора), то счет на «коммуналку» перед оплатой не лишним будет изучить на предмет обоснованности тарифов, технических ошибок, правильности отражения показаний счетчиков и наличия навязанных или неоказанных услуг. Уже случалось, что лишняя цифра в показаниях счетчика отражалась в квитанции в виде колоссальной стоимости якобы потребленных услуг.
Коммунальные «войны» нередко влекут за собой смену управляющей компании или ТСЖ и есть риск отправить оплату старому поставщику, а у нового образуется задолженность.
При автоплатеже без определения фиксированной суммы оплаты «лишний ноль» в квитанции обнулит счет и придется разбираться с коммунальщиками не только по вопросу правильности расчета стоимости услуг, но и по возврату излишне списанных со счета средств. Ряд банков (при выборе автоплатежа в фиксированной сумме) в случае, если счет выше установленной плательщиком границы, запрашивают подтверждение перевода (по СМС или Push-уведомлению). При подключении услуги необходимо правильно выбрать из списка своего поставщика (проверить не только название, ИНН поставщика, но и реквизиты счета).
Мошенники оплатили покупку моей картой
Случается, что доступ к банковскому счету оказывается в чужих руках. Прежде всего это может произойти из-за кражи или утери банковской карты. Не всегда мы быстро обнаруживаем пропажу и нередко только сообщение о совершенных платежах позволяет понять, что карта в руках злоумышленника. Как могло случиться, что при использовании карты без знания пин-кода оплата прошла успешно, можно ли вернуть деньги и как себя обезопасить в интервью Банки.ру рассказала эксперт проекта моифинансы.рф Ольга Дайнеко.
В ряде случаев пин-код для оплаты действительно не требуется. При бесконтактной оплате картой покупок или услуг до 1000 рублей через платежный терминал (POS-терминал/эквайринговый терминал) введение пин-кода не требуется. Такими привычными уже нам всем терминалами оборудовано большинство торговых точек (от маленьких магазинчиков и супермаркетов до досуговых центров и религиозных учреждений). Однако случается, что проходит оплата и более крупных приобретений без дополнительного введения пин-кода. Ряд платежных устройств позволяют оплатить сумму до 3 тысяч рублей всего лишь приложив карту. Порог для обязательного использования пин-кода устанавливается платежной системой и носит рекомендательный характер. Например, у платежной системы «Мир» и «Visa» максимальный порог – 3 тысячи рублей. Банк-эквайер (который обслуживает отдельно взятую точку продаж) вправе устанавливать свой лимит в рамках рекомендованного порога, поэтому в разных местах требования по сумме с запросом пин-кода могут различаться.
Инструкция на случай ЧП
Если по банковской карте отобразились расходные операции или попытки их совершить (оплата в торговой точке или в интернет-магазине), нужно действовать максимально быстро:
-заблокировать карту (через банковское приложение, через звонок в банк по номеру горячей линии, указанному на официальном сайте финансовой организации, через чат мобильного банковского приложения или обратиться в офис банка лично). Нужно сообщить о случившемся и о том, что данную покупку вы не совершали;
- в течение 24 часов обратиться в банк с заявлением о возврате списанных средств, а также необходимо обратиться с заявлением по факту кражи денежных средств в полицию.
Вернет ли банк деньги?
Возможность возврата денег будет зависеть от того, были ли данные карты скомпрометированы (переданы третьим лицам) и от того, действительно ли операция совершена без участия клиента. Банк по заявлению инициирует расследование: оценит место и характер платежей, способ оплаты и был ли использован пин-код или одноразовый пароль из смс. Каждая ситуация решается индивидуально. Если держателю карты удастся доказать, что средства были потрачены без его участия, а обращение в банк было подано вовремя (в течение 24 часов) деньги возвратят. Доказать неучастие в оплате с карты можно как записями с видеокамер в точках продаж, так и доказательствами присутствия в момент оплаты в другом месте. Если при использовании карты злоумышленником был использован пин-код, одноразовый пароль из смс или через мобильное приложение клиента считан Qr-код для оплаты, в возврате с большой вероятностью будет отказано.
Гарантировано банк обязан вернуть деньги только в следующих случаях:
- банк не уведомил клиента о списании средств;
- банк не обеспечил безопасность счетов и переводов;
- банк провел транзакцию уже после сообщения клиента о краже пластика;
- банк не приостановил операцию с признаками нарушения закона;
-банком была допущена техническая ошибка.
Правила финансовой безопасности
Можно снизить ущерб при краже денег, руководствуясь следующими правилами:
- внимательно контролировать операции по счету и читать все информационные сообщения из банка. При нестабильном интернете push-уведомления могут запаздывать, поэтому в ряде случаев удобнее использовать СМС-информирование;
- в банковском приложении можно установить дневной лимит на расходные операции-это не позволит злоумышленнику потратить больше лимита;
- большинство современных банковских карт поддерживают протокол 3D secure (функция, позволяющая требовать дополнительное подтверждение расходной операции). О возможности и способе подключения этой функции нужно узнавать в банке, выпустившем карту. Особенно это актуально при совершении оплаты в интернете, когда для совершения платежа будет недостаточно только самого пластика и кода безопасности с ее оборотной стороны- потребуется ввести одноразовый пароль из смс;
- нельзя хранить карту в чехле мобильного телефона, нельзя держать пин-код совместно с картой-все это повышает риск кражи средств со счета при утрате карты совместно с пин-кодом или девайсом.
И, конечно, никогда никому не передавайте сообщения из банковских уведомлений, пин-код, коды безопасности (CVC/CVV) и иную персональную и банковскую информацию. Тщательно проверяйте все сообщения о списании денег со счета, блокировке карты-возможно, это мошенники, маскирующиеся под сотрудников финансового учреждения. Нужно помнить, что банк никогда не запрашивает коды/пароли, не требует перевести средства на другой счет.